abolenkin (abolenkin) wrote,
abolenkin
abolenkin

Categories:

Зачем раскрашивать пельмень

Неожиданно для меня самого колонка с финальным обзором московских Недель почти полностью посвящена анализу новой госполитики в области моды и масс-маркету будущего. Удивительного мало: ничто так близко не затрагивает, как планы сделать импортную одежду - и без того недешевую - максимально недоступной. Хочется верить в лучшее, но не всегда получается: происходившее на недавнем круглом слоте профильного департамента Минпромторга, презентовавшего программу реанимации отечественного легпрома, присутствовавшие пересказывают как анекдот.

1

Главную особенность московского сезона можно было отметить по первому взгляду на график показов: в каждой из Недель один из дней был отдан под промышленные коллекции. В обоих случаях инициатором выступил Минпромторг. Чуть ли не впервые в официальной риторике появились слова «дизайнеры» и «мода» (отсутствовавшие в «Стратегии развития отрасли»), что очень радует. Судя по той же риторике, для поддержки одежды с маркой «Сделано в России» выделены существенные суммы, и не стоит исключать, что часть их попадет в моду. Во всяком случае, сближение наметилось - для московской Недели (в украшенном по-новому Гостином дворе) министерство второй сезон подряд было заявлено непосредственно рядом с названием, на традиционном месте главного партнера.

Состав участников «промышленных дней» был сформирован по разным принципам. В Манеже проходили шоу российских производств, которые привлекли отечественных дизайнеров для разработки коллекций. В Гостинке (за единственным исключением) демонстрировалась одежда российских торговых сетей, которые размещают производство за рубежом. В России они держат только головной офис и зарабатывают деньги. Это разделение очень показательно, поскольку отражает реакцию «самонастраивающегося» рынка на ситуацию: мода и производство в стране разделены почти зримым барьером.

2

Даже на таком скромном материале, как восемь показов, можно прийти к вполне очевидным выводам. Хоть это и странно для Недель моды, давайте на время оставим дизайн за рамками обсуждения. Сравнение самих вещей показывает, что массовое отечественное производство на этот момент не способно обеспечить удовлетворительное качество. Во всех показах в Манеже вещи прилично сидели только тогда, когда опытные манекенщицы фиксировали их руками на талии. И еще несколько мужских пиджаков (в симпатичной стилизации Леонида Алексеева), если у моделей рост и другие параметры до сантиметра совпадали с теми, что были заданы при конструировании. Ходить во всех этих нарядах также было нежелательно, поскольку подолы вели себя непредсказуемым образом, а по телу возникали пузыри.

3

Показ производственных возможностей третьих стран в Гостинке показал, что со стандартной посадкой они вполне справляются. Хотя от покупателей часто можно слышать претензии по ростовке и полнотности, а высококачественных материалов и долгого использования в этом сегменте уже, кажется, никто не ждет. Дмитрий Логинов и Наталья Сыч придумали эффектную стилизацию, которая и заменила в этих коллекциях авторский стиль. И это почти все, что можно о них сказать: по этому материалу даже сложно представить, что масс-маркет сейчас занимает в мире моды такую же влиятельную позицию, как некогда кутюр. Вероятно, большая часть этих вещей стоит относительно недорого, но теперь "считать деньги" означает не покупать задешево, а покупать надолго.

Еще недавно нейтральность была желательным качеством для тиражной одежды, но с тех пор положение серьезно изменилось. Вначале эти компании монополизировали быстрое распространение трендов. В настоящий момент многие из них претендуют на фирменный стиль и создание моды, ради чего привлекают лучших специалистов из индустрии, публикуют рекламу в первой трети глянцевых журналов и устраивают дефиле в основном парижском расписании. Не думаю, впрочем, что эксперимент получился удачный - клиенты не готовы ждать появления вещей по полгода, актуальность и доступность требуют куда большей оперативности, и отказываться от этого преимущества компаниям масс-маркета нет смысла. Московский опыт не показал и тени такой возможности.

Даже в наши времена сниженных стандартов, чтобы изготовление одежды имело смысл и перспективу, должно присутствовать хотя бы что-то одно, либо мода, либо вещь. Пока же шоу из расписания показали знаменательное отсутствие обоих параметров и могут быть засчитаны только как исследование Минпромторга по установлению невеселого статус кво. Даже как база для иностранного аутсорсинга (сомнительный по выгоде вариант) они себя не презентовали. Иными словами, из отечественного нам были продемонстрированы, главным образом, невысокие производственные возможности местных предприятий и столь же невысокие представления сетей об ожиданиях своих клиентов. Первое не вызывает большого удивления. Во втором случае такой подход кажется очень недальновидным.

Массовый рынок в России сейчас находится в состоянии перехода от барахолок к торговым центрам. Переход органичный, поскольку шоппинг сейчас видится развлечением и ТЦ вполне успешно заменяют ДК. При этом ценовой фактор по-прежнему остается весьма существенным: покупательная способность населения не растет (и, судя по прогнозам, ближайшие лет 10 не вырастет), кредитные возможности почти исчерпаны, а интерес к приобретению одежды падает. Люди готовы платить за новый опыт, но в массовом сегменте им по-прежнему предлагают чаще всего заменитель ассортимента вещевого рынка, только в новом помещении. Пусть «недорогое» и «низкокачественное» стали почти синонимами. Пусть копирование трендов видится благородной демократичной миссией масс-маркета. От этих допущений будущее российских брендов вовсе не выглядит обеспеченным.

7

Особенно если связывать, по министерским планам, это будущее с российским производством: с тиражированием одноразового барахла прекрасно управляются в других странах, лучше к этому приспособленных. В «Стратегии…» предлагали решить это противоречие созданиями сложностей на пути импорта. Кажется, от этой идеи до сих пор не отказались. Тогда, по мысли авторов, у потребителей должны открыться глаза на то, что настоящее гарантированное качество мысли и ремесла отмечено исключительно маркой «Сделано в России». Судя по тому, что подобные заявления делались накануне показов, именно на них такое качество и должно быть продемонстрировано. Однако в памяти из всех «промышленных» шоу остались только соображения по посадке и стилизации, что всегда является свидетельством непроходимой скучности коллекций. Если убрать иностранную конкуренцию с пути этих вещей, то лучше они отнюдь не станут.

Хуже скуки в моде не может быть ничего; в конечную цену непременно должна входить либо пища для ума, либо для глаз. Особенно это верно для масс-маркета, модель которого изменяется у нас на глазах. Заменитель вещевого рынка, распространенный на сотни обезличенных магазинов, вскоре не привлечет уже никого, на какой бы Неделе его ни показывай. С одной стороны этот концепт подрывают люксовые марки, которые активно заходят на эту ценовую категорию через дискаунтеры и через выпуск знаковых маек и свитшотов. С другой стороны появляется множество демократичных небольших марок, которые называются теперь contempopary и занимают территорию, где раньше царствовали диффузные линии. Они вовсе не стремятся работать для всех и множить материал для будущих свалок. Ведь задача «одеть население», как в 20е годы, вовсе не стоит. Даже в те времена для ее решения были привлечены художники, работавшие с идеями. Сейчас же единственная зримая идея программы – перевод денежных потоков в подконтрольную область.

5

Для качественного перехода к престижности отечественной продукции просто необходимо зримое авторское присутствие, выходящее за рамки немногочисленных «капсул». Отрасль на раннем этапе вполне могут двигать дизайн и актуальность, а не работа лоббистов. Это совершенно другие формы помощи, адресованные модельерам, которым эта помощь очень нужна. Раз в сезон (а кому-то чаще) им нужно закрывать кассовый разрыв, нужна поддержка выездов на зарубежное обучение и приглашение специалистов в Россию, нужна подготовка квалифицированных кадров на производство, гарантии или помощь в синдицировании закупок тканей, таможенные льготы при ввозе оборудования или фурнитуры, помощь с выездами на выставки и конкурсы, льготы по аренде и налогам и много чего еще.

10

Это многое обойдется куда дешевле, чем вложения в монструозные и полуанонимные образования с неизвестным будущим. Монстры в моде вообще доживают последнее десятилетие. Это видно решительно по всем признакам. По политике Kering и LVMH, например, которые стали вкладываться в молодые марки и больше не расчитывают на бесконечную брендированную экспансию. По поведению массовых компаний, которые стараются разделить ассортимент между линиями и замаскировать этот факт их внешней независимостью. По интересу потребителей к этической стороне производства. Даже производители спортивной обуви давно приняли линию на производство мини-партий. Даже вторые и третьи линии Домов теперь пытаются дистанцироваться от материнских марок. Будущее определенно принадлежит компаниям с гибкой политикой и адресным (дозированным) предложением, а это предполагает совершенно другую организацию производства, контролируемую и легко перенастраиваемую.

Такая диверсифицированная программа сложнее, но если участие художников будет ограничено стилизацией, интерес к отечественной одежде просто не сможет возникнуть. Не важно, идет ли речь о декорировании заготовок азиатских сорсинговых компаний (чем сейчас занимается немалая часть дизайн-бюро отечественного масс-маркета) или стилизации показов. Стилизаторский подход, сравнимый с заливкой майонезом неудачного салата, вообще никуда привести не может. Вне «промышленных дней» в этом сезоне его можно было наблюдать в нескольких показах, получивших хороший резонанс. Смотреть на эти сборники чужих идей, натянутых отовсюду и объединенных общим цветом и материалом, спокойно могли только клиентки. Остальные чувствовали себя на пельменном конвейере, приукрашенном к празднику. Не лучшая модель для развития потребительского патриотизма, хотя в "Татлере" смотрелось неплохо.

6

Очень современный образец современного развития тиражного продукта был в этом сезоне предложена художником, от которого этого меньше всего ожидаешь. Татьяна Парфенова представила в этот раз премьеру своей новой линии White. Речь идет об одежде для отдыха и дома, основанной на ограниченном числе базовых форм и авторской идее их представления. Показ проходил почти одновременно с представлением книги дизайнера «Модная книга для творческих барышень». Она представляет собой сборник авторских иллюстраций, которые читатели могут самостоятельно скомпоновать и раскрасить. Этот эффект раскрашенного карандашом рисунка был очень зрелищно воспроизведен в линии; он имеет связь с политикой Дома и с авторским стилем. На очереди линия одежды для танца, созданная в сотрудничестве с Дианой Вишневой. Эти вещи производятся в России, именно ими и хочется гордиться.

па3

Tags: Минпромторг, Татьяна Парфенова, аналитика моды, государственная программа, легкая промышленность, масс-маркет, недели моды, перспективы рынка, российская индустрия моды, российская мода, торговля
Subscribe

  • Уроки моды 80х

    Избыточность во всем и погоня за недостижимым - главное отличие моды 80х от наших дней. Дальше только о сходстве. Мода, как и все…

  • Российские итоги модного года - 2017

    Написал о российских итогах года в моде по просьбе Газеты.ру. В юбилейный год сравнения получились революционными, но не ради даты, а строго по…

  • Мода будущего

    Завтра, во вторник, у меня в "Цветном" на -1 этаже открытая лекция. Будем говорить про моду будущего, долгие тренды и вообще прогнозы. Приходите,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Уроки моды 80х

    Избыточность во всем и погоня за недостижимым - главное отличие моды 80х от наших дней. Дальше только о сходстве. Мода, как и все…

  • Российские итоги модного года - 2017

    Написал о российских итогах года в моде по просьбе Газеты.ру. В юбилейный год сравнения получились революционными, но не ради даты, а строго по…

  • Мода будущего

    Завтра, во вторник, у меня в "Цветном" на -1 этаже открытая лекция. Будем говорить про моду будущего, долгие тренды и вообще прогнозы. Приходите,…