?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Если меня читает кто-нибудь из Петербурга, мне нужен ваш совет: случилось ли у вас узнавание? Пожалуйста, напишите, буду рад вашим комментариям.

 

 

Несколько ключевых, на мой взгляд, выходов из коллекции Игоря Чапурина осень-зима 2011/12: заостренное в постоянном диалоге с округлым. Все фотографии сделаны Виктором Бойко, работу которого для Getty многие из вас наблюдали в обзоре самых запоминающихся луков прошедших московских Недель в NY Mag.

Меня в последнее время преследуют архитектурные параллели. Даже в описании итальянского ресторана я прежде всего пишу не об отличной кухне, а о решении пространства. В рассказе о развитии моды и формообразовании архитектура вообще послужила отправной точкой долгих рассуждений. Показ Игоря Чапурина дал много возможностей порассуждать о поисках национальных стилистических черт, не связанных напрямую с фольклором, на примере северного модерна, петербургскому варианту которого он посвятил свою последнюю коллекцию.

Петербург у каждого бывает свой. Об этом я узнал еще в школе, со слов русских классиков, когда писал на эту тему сочинение. Потом у меня был повод мног раз убедиться в этом лично. О том, насколько по-своему видит Питер Игорь Чапурин я мог бы понять еще на его показе в прошлый четверг, но, признаюсь, проспал эту возможность. Я пришел совсем сонным, и разбудить меня не смогла ни поездка в Сити, ни тысяча гостей, ни даже тысяча фотовспышек от усаживавшегося за пару человек от меня Билана. Иначе я обратил бы внимание на красиво отпечатанное посвящение коллекции архитектуре петербургского модерна. Но сработала привычка: все, что лежит на стуле, остается на стуле.



В том, что коллекция имеет архитектурные корни, не было сомнений с первого выхода. Платье не встречавшегося ранее у Чапурина вида напомнило своим решением логотип моих любимых Wiener Werkstatten. Декоративное остроугольное членение повторялось со множестве вариантов в сочетании с острыми жакетами (похожие были в последней кутюрной коллекции) и перемежалось с "круглыми" платьями, уведенными к горловине рельефами. Периодически округлости уходили в плечо жакетов и пальто, оин раз - в форму юбки. Иногда две эти идеи пересекались в одной вещи, что было самым эффектным моментом в этой немногословной коллекции.  Впрочем, отдельные вещи немногословными не были вовсе - деталей они сообщали предостаточно.

От WW мысли потянулись к их фантастическим украшениям (они отлично бы смотрелись на платьях, как нибудь обязательно закончу свое исследование о них), далее - к Вене, а потом - к Брюсселю (К. Мозеру, Дж. Хофману и Palais Stoclet) и даже логотипу "Майбаха", который спонсировал дизайнера несколько лет назад. Петербург я не вспомнил не разу. Зато когда по окончании шоу мне рассказали об авторской идее, я был поражен нетривиальностью взгляда на город. Для расхожей картинки СПб обычно берется барокко или классицизм, город дворцов. Северный модерн - это красоты доходных домов начала прошлого века. О них мне известно очень мало: выставка Ал-ра Бурдули в Доме-музее Скрябина прошлым летом и красивейшая книга Кирикова "Архитектура петербургского модерна" (она отлично издана, но все фотографии не в цвете, потому и не купил; пойду-ка снова ее найду). У меня есть несколько любимых зданий этого стиля: дом Путиловой, дом (арх-ра) Бубыря, психиатрическая лечебница... Я даже держу в архиве несколько их фотографий.



Портал в Доме Бубыря; ниже Дом Путиловой и один из его порталов





И все же после этого напоминания картинка у меня не складывалась.  В памяти возникали тяжелые своды первого этажа, а выше - скупо заполненные плоскости. Узнавание произошло, как только в памяти возникли сказочные дачи Каменного острова: особняк Клейнмихель, дом Шене, дача Гаусвальд. Не знаю, доступны ли они сейчас для обозрения или вошли в комплекс резиденции Президента. Именно в этих строениях сходным с коллекцией образом обыграны элементы северо-европейской архитектуры (16-17 века?): массивные округлости rez-de-chaussee, очень остро выведенные скаты, элементы фахтверка. Считается, что для северного модерна они соединены со скандинавским влиянием и псковской традицией. В Москве тоже такое строили, пусть и с большей дозой псевдо-готики (дачи Петровского парка, особенно - морозовская), только почти ничего не сохранилось.

    Особняк Клейнмихель

С другой стороны, такое сочетание, пусть и с другим декорированием и пропорциями, характерно и для псевдорусского стиля - вы можете наблюдать нечто похожее от ГУМа по все Ильинке и Никольской. В СПб этой стилистики немного, выглядит она совсем по-другому, без параллелей с купеческими амбарами (скажем, мне очень нравится дом с майоликой на Колокольной). Так или иначе, чьи бы амбары не были взяты за образец - хоть бельгийские, хоть новгородские, -  речь идет о поисках национального стиля в архитектуре. То, чем так безуспешнозанимается российская мода. Если бы стиль был бы чуть более узнаваемым, можно было сказать, что Чапурину то удалось. Также нельзя не отметить, что все цитаты прошли большое переосмысление, интегрированы в авторский стиль и связаны с некоторыми предыдущими работами (например, из "сибирской" коллекции).

И все же самое большое достижение ИЧ в том, что он не стал дожидаться возникновения индустрии. Не стал, также, в ожидании заниматься изготовлением слабо-авторизированной одежды. А создал эту индустрию сам для себя - с клиентами, с показами, линиями и с финансированием. Если вы пройдете по ссылке, которая приведена под фотографиями с показа, вы можете посмотреть коллекцию полностью и сделать собственные выводы о сходствах и различиях.

Для меня это очень убедительное создание стиля на пересечении простых составляющих: острое/округлое, устремленное/тяжелое, изысканное/купеческое, завязанное вокруг национальной северной стилистики и со ссылкой на культурный прецедент и предыдущее творчество автора. Ну вот, теперь мне будет куда легче писать об архитектуре и самостоятельности в связи с коллекцией Арнгольдта.



Дом Шене на Каменном острове



Дача Гаусвальд на Каменном острове



Еще один снимок особняка Клейнмихель на Каменном острове; видна знаменитая решетка с саламандрами



Боковой фасад конюшен несохранившейся дачи Морозова (Шехтель) в Петровском парке в Москве.

Далее, чтобы проллюстрировать разницу питерского и московского подходов:



 

Псевдо-русский стиль в доме на Колокольной улице (СПб) и товарищества Ряпушинский на Ильинке (Москва)



Чудесное здание Земельного банка в Нижнем Новгороде

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
fashion_always
Apr. 18th, 2011 02:52 pm (UTC)
я не петербурженка, но первое, что пришло в голову сразу - это Адмиралтейский шпиль, взгляните:
а) http://www.gopiter.ru/assets/images/000/320px-Admiralty%5B1%5D.jpg
б) http://www.metronews.ru/_internal/cimg!0/3a7j8j56p5mhxt7mdxsekcqhyg21ab7.jpeg
в) http://www.metronews.ru/_internal/cimg!0/bcs5fbkpjexthptbpwq0c376qr9dc5x.jpeg
И еще: Питер всегда, еще с детских чтений Достоевского и Гоголя, ассоциировался у меня с чем-то очень острым, острый холодный ветер, острый пронизывающий голосок маленькой девочки, которая поет, и ей бросают деньжку, острые лица всех этих Сонечек Мармеладовых, острота проблем, острота костей, на которых Петруша наш построил город.
abolenkin
Apr. 19th, 2011 06:00 am (UTC)
Согласен и с первой, и со второй частью; точно подмечено. Однако автор сослался на северный модерн, вокруг которого я и начал думать.
anais_et_chloe
Apr. 19th, 2011 07:17 pm (UTC)
Я бы сказала, что в первой и второй фотографии мне видится что-то петербургское. Могу себе петербурженку в таком представить (не конкретную, а как "тип").
Но елси коллекция про северный модерн в целом, то без Финляндии не обойтись. Мне почему-то в этом смысле скорее Турку с его деревянными домам вспоминается, чем Хельсинки.
наблюдать за сменой стилей в деревянном стоительстве интересно сидя на пароходе идущем из Турку в Стокгольм. Совсем разное на разных берегах и в Финляндии все гораздо изящнее и тоньше.
Шведский "модерн" даже в своих известных зданиях будет уже такой округлый и мощный.

А еще в таком же духе как мне кажется должны быть дома на Рюгене.
http://www.guardian.co.uk/travel/2008/jul/06/beach.balticislands
Сейчас там деревянные особняки переделали под гостиницы. Должно быть интересно.
Мечтаю туда когда нибудь съездить.

Похоже вы архитектуру еще лучше моды знаете :) надеюсь вы о ней напишете еще не один раз. что-то я тоже начинаю ей с нуля интересоваться.

abolenkin
Apr. 20th, 2011 02:52 am (UTC)
Об архитектуре я, к сожалению, не знаю почти ничего - ровно столько, чтобы ссылать на несколько картинок из памяти. Согласен, ссылки на финскийстиль просятся сами. Похоже, мне все-таки придется сделать какое-нибудь исследование. Кажется, в тех книгах, которые я мельком проглядывал, делалось сложноформулируемое различие между северным модерном в петербугском изводе, скандинавским романтизмом и еще чем-то скандинавским. Большое спасибо за ссылку - это как раз те места, куда я так стремлюсь. Так, путешествие на Сааремаа я откладываю уже второй год, все что-то мешает.
anais_et_chloe
Apr. 20th, 2011 04:42 am (UTC)
Будем ждать результатов вашего исследования. Интересно, как стиль трансформируется от места к месту.
Если соберетесь на Рюген или Барнхольм я бы с удовольствием присоединилась к поездке :)
( 5 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars