?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Удивительно, что такой антикварный институт, как наследственная монархия, может дать уроки современного отношения к стилю. Построение личного бренда, работа с узнаваемыми аксессуарами, жизнь в публичном пространстве, здоровая граница между публичными образами и частным лицом, возрастная мода, винтаж и традиционные предметы, упрощение языка - актуальнее вопросов не придумать. Важно иметь перед собой образец достоинства в костюме во времена, когда со словом queen ассоциируется, скорее, Ру Пол. Просматривая второй сезон "Короны" я вспомнил, что год назад писал с этой позиции о стиле королевы Елизаветы. Прекрасный повод прекратить лениться, выбрать иллюстрации и пополнить мой блог, где я так давно ничего не публиковал.



Если отвечать не задумываясь, кому сейчас тяжелее всего работать со стилем, то у меня ответ готов – европейским королевским семьям. Судите сами: от них ждут, что они будут символами вечного, но в современной упаковке. Они олицетворяют норму в том мире, где нормы постепенно исчезают. Каждую официальную фотографию рассматривают под увеличением, но ожидаемый идеал должен быть одновременно демократичным, без глянца и фотошопа. Выделяться считается неприличным, однако представительствовать необходимо. Отпусков на этой работе не бывает. Будто в комиксе о домохозяйках-супергероях, главная сверхспособность которых – корректность и благожелательность. Эти головоломки королева Елизавета решает дольше всех в мире, и хотя бы поэтому ее опыт достоин обсуждения.



Портреты 65 лет ее правления могут составить прекрасную классическую галерею. Примерно такой мы знаем греческую скульптуру, обозначением эталона, в котором человеческие черты считаются лишними, даже нежелательными. Конституционную монархию принято рассматривать, скорее, как должность, и тех, кто способен ее занять, судят в первую очередь по внешности. Ничего другого и не остается: личные высказывания и публичные проявления симпатии недопустимы. Если вы выглядите и держите себя, как королевская особа, стало быть, с ролью вы вполне справляетесь. Это совсем как в мультфильмах или сказках, где обо всех судят только по обличью, хороший он или плохой.



Королевская работа вообще на поверку оказывается довольно поверхностной. Это костюмная постановка, где главные герои при помощи узнаваемых всем миром символов разыгрывают историю о власти (без власти), традиции и национальных символах. Вполне естественно, что одежда играет тут главную роль, так было на протяжении всей истории человечества. Как только актер выходит за рамки амплуа и показывает себя с личной стороны, стоит ждать неприятностей. Хроники английской королевской семьи последнего века служат тому примером, от Эдуарда Восьмого (здесь мой подробный материал о его вкладе в моду) или принцессы Маргарет до принцессы Дианы (о ее стилистическом вкладе тут), принца Чарльза и почти


всех младших представителей фамилии.



В этом мире формальностей есть множество скрытых от глаз требований. Костюм не просто работает достойной маской, он должен выделяться из толпы, не образовывать складок, не мяться, быть фотогеничным и хорошо соотноситься с фонами. Шляпа или сумочка не должны съезжать от многочисленных кивков и рукопожатий. Крепкие ноги и мочевой пузырь тоже не помешают. Словом, сплошная функция. Однако именно такое качество было важнее всего для моды до недавнего времени. Она создавала доходчивый образ для тех, кто мог ее себе позволить. Если при этом она еще и украшала, это было дополнительным - сопутствующим – преимуществом, но в первую очередь она служила символом статуса.



Довольно загадочно, в свете сказанного, как Елизавете Второй удалось из живой декорации стать одной из самых узнаваемых фигур века. Когда на осень 2008 Дольче и Габбана создали для своей второй линии коллекцию, где платки были завязаны простым узлом под подбородком, тартановые юбки в складку достигали икры, а трикотажные двойки чередовались с макинтошами и удлиненными твидовыми жакетами, никому даже объяснять не пришлось источник вдохновения. В таком виде королева выгуливает любимых корги в Балморале, это ее частные доспехи, прославленная ею униформа «приличных девушек из графств», которые в прежние времена так старались избежать моды, что ее обогнали, возглавив antifashion.



Что D&G объясняться не пришлось, это и к лучшему – Елизавета Вторая отнюдь не княгиня Грейс, ничего диснеевского в ее образе нет, и посвящать ей коммерческую коллекцию было бы верхом бестактности. И все же, когда дизайнеры в интервью после показа попытались объяснить, почему от мини и корсетов они перешли к кардиганам и практичным сапогам, дизайнеры заговорили о «новом типе женственности», в котором комфорт и удобство позволяют создавать собственный мощный образ, а не интерпретировать глянцевые образцы. Именно так в современной моде передается идея влияния: не соблазнять, не удивлять переменами, а оставаться консервативной и неизменной. Рациональность и приверженность символам при составлении "образа силы" заговорили убедительнее блеска.



Собственно, таков фирменный рецепт стиля Елизаветы и он, несомненно, позаимствован из мужского подхода к стилю. Удивительного мало, ведь все видимые символы власти, которыми она располагает, от короны и скипетра до мантии и орденских лент, именно мужские. У английских аристократок для пошива церемониальных костюмов принято обращаться к мужским портным, которые в своих конструкциях привычно изображают мощь, а не подчеркивают изгибы. Обычно считается, что привлекательными мужчин делают проявления власти, а женственность связана с усилиями, направленными на повышение привлекательности. Фактически, это недостаток мужественности. Она не врожденная, а требует работы, включения в систему красоты; в истории моды женственность подчеркивалась именно отказом от мужских качеств. Вот только мода с этой системы соскочила, как героиновый наркоман – в ломках.



Когда этого не было и в проекте, Елизавете перед своей коронацией в 1953 пришлось решать непростую задачу: дама на мужской должности с мужскими же выразительными средствами. И это в эпоху, когда царствовал стиль нью-лук, подчеркнуто фемининный. Ее великие предшественницы, первая Елизавета и Виктория, не сталкивались с такой острой проблемой, но решили ее очень радикально, позаимствовав рецепт у женщин-фараонов. К концу своего долгого правления обе превратились в живые статуи. В 20 веке это было бы вряд ли возможно, и королева нашла идеальный выход. Парадные и официальные платья первых десятилетий царствования признавали наличие моды, но были основаны на государственной символике.



Коронационное платье, созданное Норманом Хартнеллом, было расшито не планетами и гротесками, как он предполагал, а растительными символами Британского королевства и стран Содружества (детали - на фото выше). В Ирландию Елизавета отправлялась в зеленом, а костюм для олимпийского Монреаля носил мотивы олимпийских же колец. Мантия Ордена Британской империи была заказана по правилам, у старейшей фирмы «Ид и Равенкрофт», но рисовала ее эскиз студентка Королевского колледжа моды Марион Фоул, получившая эту возможность на конкурсе. С конца 50х дизайнер Харди Эмис ввел в ее гардероб цвет, но воспитанная с детства привычка к одежде-униформе и след от ограничений военных лет не оставляют в нем ничего спонтанного. Еще успешнее Елизавета научилась избегать кондитерских фасонов бальных платьев для дебютанток.



До середины 70х движения моды без труда прочитывались в королевских нарядах, кроме как в высоте подола, которая диктуется протоколом. Однако не они составляли основное послание костюма. Если угодно, Елизавета подбирала костюмы в манере Джеймса Бонда: мода замечалась ее дизайнерами лишь в той части, в которой она фиксирует современность. По известному наблюдению, «королеве не нужно меняться; она остается собой, а время само к ней возвращается». Некоторые ее наряды из 60х смотрятся очень актуально, но статус не позволял ей выглядеть модницей, в отличие от принцессы Маргарет. Эта разница прекрасно отражена в мини-сериале «Корона», немалая часть из 100-миллионного бюджета которого пошла на костюмы. Художник фильма описывает различие следующим образом: «Мне хотелось, чтобы костюмы Ее величества выглядели, будто сделаны с одной примерки, тогда как принцесса Маргарет требовала четырех или пяти».



Эта примечательное отсутствие себялюбия и эгоизма упоминаются чуть не раньше всего в разговорах о королеве. Гардеробные истории лишь подчеркивают эти качества с новой стороны. Сейчас слово «долг» применительно к публичному образу звучит откровенно нелепо: теперь поощряется тщеславие, величину которого можно сравнить разве что со старыми представлениями о принцессах. Ограничения и сдерживание отнюдь не являются излюбленными понятиями в словаре нынешней моды - любые индивидуальные проявления, комфорт любой ценой и самопопустительство стали признаками нового отношения к представлению себя окружающим, их с читают достижениями, формой принятия. Отсутствие работы над собой преподносится как свобода и желанное проявление естественности, и тут находится еще одна причина тому, что королевский гардероб, парадоксально свидетельствующий о служении и ограничениях, привлекает так много внимания.




Одежда аристократии, которая на протяжении веков и составляла моду, всегда являла окружающим образец владения собой. Дисциплина ума и тела, знание правил и способность элегантно подать себя в любой ситуации справедливо приравнивались к благородству. Собственно, так и осталось до этого момента: элитарное потребление предлагает нам образец желанного, а самым желанным остается недоступное, требующее усилий и работы. Что бы ни утверждали сторонники бодипозитива, желанное тело – то, которого у нас нет, полученное с трудом. Другое дело, что общее падение уровня потребления зашло так глубоко, что пропагандируются иные варианты иерархии, роль авторитета снижается, а элитарные модели могут рассматриваться большинством только на уровне внешних символов или как музейный образец, на картинке.



Вот примерно так многочисленная публика и рассматривала королевские наряды на выставках, приуроченных к юбилею ее правления в 2012 году. Вивьен Вествуд выпустила даже капсульную коллекцию из десяти платьев, каждое из которых вдохновлено появлением королевы по какому-либо знаменательному случаю. Некоторые из них имитировали ткань винтажных английских флагов, и такое настойчивое обращение к символам в своей работе роднит обеих дам. Вествуд начинала карьеру с маек, где официальный портрет королевы был переработан в панковском духе, а заканчивает ее кавалерственной дамой, получив в 2006 Орден Британской империи. В промежутке короны, скипетры, мантии и прочий исторический арсенал составили ей имя и состояние. Это лишний раз свидетельствует о том, что работа с традицией всегда вознаграждается.



Впрочем, к узнаваемому царственному образу обращалась не только Вествуд. К год своего 90-летнего юбилея Елизавета Вторая, казалось, побывала на большей части мудбордов подиумных коллекций, произошло ее окончательное возведение в ранг «иконы». Особенно обращали на себя выходы из коллекций Chanel и Gucci осени 2016, в которых интерпретировалась любимая с 80х королевская манера одеваться с ног до головы в единый яркий цвет, а цвет сумки координировать с перчатками или обувью. Фасон привлекает внимание одной-двумя крупными чертами, а все декоративные элементы достаются шляпке четких форм. Повсюду в коллекциях появились тиары, в моду вернулись нитки жемчуга. Другие узнаваемые черты образа тоже не остались без внимания: на подиуме достаточно было и длинных перчаток, и женских вариантов гвардейской формы, броских платков с узлом под подбородком, и «сельских Елизавет».



Все приметные детали официального и частного образа разобрали на цитаты, что было несложно сделать: эти «костюмы для служения» почти лишены личного, они предназначены только для разговора с внешним миром. Как ни странно, в эпоху индивидуализма эта задача очень близка любому обывателю. Если раньше он оказывался в коконе личной жизни, как только покидал место работы, то сейчас социальные сети вынесли семейную жизнь, отдых и отношения на всеобщее обозрение. Другими словами, сейчас каждый находится на витрине, как веками приходилось делать членам правящих семейств, но не все умеют с этим достойно справляться. И здесь пример королевы Елизаветы в самых экстремальных проявлениях показывает, как сбалансировать две главные задачи, решаемые человечеством с помощью моды: оставаться собой и при этом принадлежать обществу, уравновесить индивидуальное и типичное.





"Героинь стиля" набралось уже достаточно много - думаю, не сделать ли на это материале отдельную лекцию. Про мужские иконы стиля уже была, успешная, теперь изменения в моде 20 века можно проследить и с помощью ярких женских образов. Следите на новостями на моей странице.




Recent Posts from This Journal

  • Скейт, компьютер, MTV

    Как получилось, что уличная мода стала сильнее кутюра? Как Риане удается одним появлением продавать тысячи вещей? Почему надпись стала важнее…

  • Кино и немцы

    Я не очень много работал с кинокостюмами. На ТВ, по обе стороны камеры, мой опыт куда больше. Достаточный, чтобы порассуждать о правдивости и…

  • Цветная революция 80х

    На подиумах, куда ни посмотри, целая клумба идей из 80х. В субботу (17 марта, с 15.00) на новой лекции стоит обсудить, почему именно сейчас,…

Comments

( 75 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
zi_nina
Mar. 10th, 2018 07:57 am (UTC)
спасибо большое
abolenkin
Mar. 10th, 2018 08:08 am (UTC)
И вам спасибо, что читали.
linalinka
Mar. 10th, 2018 08:37 am (UTC)
спасибо!
в своей книжке "Наблюдая за англичанами" антрополог Кейт Фокс пишет, что в Британии именно королева одевается по-настоящему экстравагантно )
abolenkin
Mar. 10th, 2018 08:49 am (UTC)
Возможно потому, что ее одежды - всегда костюм. Иначе и быть не может. Хотя конкретно это слово я бы, может, в этом случае и не стал бы использовать.
(no subject) - linalinka - Mar. 10th, 2018 10:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - abolenkin - Mar. 10th, 2018 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - linalinka - Mar. 10th, 2018 10:58 am (UTC) - Expand
eljibor813
Mar. 10th, 2018 11:12 am (UTC)
Спасибо, очень рада появлению этой темы! Мир совсем утратил тормоза, и в нём хочется найти точку отсчёта снова.
abolenkin
Mar. 10th, 2018 11:32 am (UTC)
А я очень рад, что вы именно так прочитали этот текст. Он об этом, не о нарядах.
sun_for_ann
Mar. 10th, 2018 12:42 pm (UTC)

Спасибо, было очень интересно читать!

abolenkin
Mar. 10th, 2018 12:58 pm (UTC)
Это очень приятно слышать, благодарю.
eilin_o_connor
Mar. 10th, 2018 12:45 pm (UTC)
спасибо! текст, как всегда, прекрасен, глубок, и не столько о моде, сколько о человечестве.
abolenkin
Mar. 10th, 2018 01:15 pm (UTC)
И вам спасибо на добром слове. Хорошо, когда мода дает возможность поговорить не только о вещах.
(no subject) - eilin_o_connor - Mar. 10th, 2018 01:17 pm (UTC) - Expand
katrita
Mar. 10th, 2018 01:40 pm (UTC)
Спасибо! Пойду еще вас почитаю)
abolenkin
Mar. 10th, 2018 02:26 pm (UTC)
Я раньше много и охотно писал, так что можно найти всякое.
iren_doroshenko
Mar. 10th, 2018 03:59 pm (UTC)
Какая замечательная шутка, заставить королеву расстреливать попу-символ антиэстетизма.
abolenkin
Mar. 10th, 2018 10:41 pm (UTC)
Мне подумалось сначала, что может получить в в коллаже грубовато, не люблю этого; но по вашим словам судя, лишней резкости нет. Спасибо, что написали, это хорошо было услышать.

Edited at 2018-03-11 06:05 am (UTC)
brubebe
Mar. 10th, 2018 05:46 pm (UTC)
Спасибо Вам за публикацию , в 80-е , была в Лондоне и видела выезд Королевы -народ Королеву очень любит , а нам советским людям было в диковинку ....
abolenkin
Mar. 10th, 2018 10:44 pm (UTC)
Так как же не любить. Мне вот даже овощной магазин, что работает на одном месте со времен моего детства, и тот нравится. А тут целая королева со всем антуражем с середины прошлого века вкалывает!

Edited at 2018-03-11 06:04 am (UTC)
feodorakomnin
Mar. 10th, 2018 08:12 pm (UTC)
Коллекция ДГ-2006 всегда была одной из моих самых любимых,с вашими потрясающими формулировками понятно, почему, и как это использовать.

Мне кажется,что есть модные коллекции, которые по яркости, силе и длительности влияния вполне можно считать произведениями искусства. Как по вашему, я не преувеличиваю?))
Было бы здорово, если б вы собрались как-нибудь рассказать про ваши любимые коллекции. Вы так редко пишете, а это был бы повод)
abolenkin
Mar. 10th, 2018 10:45 pm (UTC)
Какая богатая может быть идея! Спасибо за этот взгляд. Сам я, может, за такую разработку и не засел, но теперь у меня есть эта мысль, и я непременно сделаю так, чтобы мне кто-нибудь такую лекцию или текст попросил сделать.
afonya007
Mar. 12th, 2018 12:45 pm (UTC)
я извиняюсь а она лично всё это покупает на блошином рынке или баейр-стилист?
fashionbl0g
Mar. 16th, 2018 05:48 pm (UTC)
Насколько я в курсе - там поставщики королевского двора - которые десятилетиями шьют ей туфли одной модели и всякое такое.
m_sudbina
Mar. 12th, 2018 01:03 pm (UTC)
Великолепный текст. Анализ, умение увидеть главное и доступно донести до читателей - на высоте. Почерпнула несколько отличных идей для личного пользования. Огромное спасибо.
abolenkin
Mar. 12th, 2018 07:42 pm (UTC)
Спасибо, вы очень приятные и важные слова выбрали для похвалы.
(no subject) - m_sudbina - Mar. 12th, 2018 07:43 pm (UTC) - Expand
kin_dza_dza18
Mar. 12th, 2018 01:19 pm (UTC)
У них королева ,а у нас должна быть демократия )))
5588ss
Mar. 12th, 2018 01:27 pm (UTC)
спасибо хороший пост, а Королева вообще заебись - уважаю, крепкого здоровья ей
abolenkin
Mar. 12th, 2018 07:43 pm (UTC)
Думаю, мы все ей этого желаем.
galik_123
Mar. 12th, 2018 02:39 pm (UTC)
Очень интересно, познавательно и отлично написано, спасибо большое!
abolenkin
Mar. 12th, 2018 07:44 pm (UTC)
И вам спасибо, что нашли время приятное написать.
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 75 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars