?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Одежда связана с движением. Известны примеры ритуальных одежд, рассчитанные на неподвижность, но они как-то не прижились. В остальном историю европейского костюма последних веков можно представить как путь к все более свободному движению. Вовсе не потому, что его создатели были очарованы идеей свободы. Просто у носителей моды становилось все больше поводов двигаться, а их костюм следовал за изменениями в образе жизни. Архитектура и интерьер, среди которых люди и передвигаются, создают для этих образов стилистическую рамку. Именно тот случай, когда обрамление активно влияет на содержание.



Для моды важно не количество физической активности, а сопутствующие ему обстоятельства, это отличает ее от лечебной физкультуры. При дворе Людовика XIV очень любили балет, но воспринимали его как парадное действие, а потому ради торжественности танцевали на высоких каблуках. Не потому, что были неспособны сконструировать пуанты - символика была важнее удобств; версальские декорации как нельзя лучше отражают этот приоритет церемониала. Для создания балетной обуви потребовалось еще [сто] лет, когда на сцену вышли технически сложные выражения эмоций, а в модный обиход «балетные модели» вошли спустя еще полтора века. Только в 1950х ощущение танцевальной легкости жизни и движения стало в обществе по-настоящему престижным, и вот уже Брижитт Бардо появляется в балетках повсюду: они давали ценимое актрисой «босоногое» ощущение.



Все хроники моды состоят из похожих историй (я рассказывал их на одной из своих предыдущих лекций). Господствующие мнения создают жизненные ситуации, а люди подбирают к ним костюм. С такой позиции между одеждой и домами нет почти никакой разницы, они обе организуют среду вокруг человека на современный манер. Это стало очевидным с ростом урбанизации, когда у обеспеченных людей появилась разнообразная среда для передвижений, вне стен замков и жилищ. Можно сказать, что моду придумали горожане: большинство исследователей считают, что в привычном виде, как череда неспровоцированных внешними обстоятельствами стилистических тенденций, она появилась в итальянских городах 14 века. За городской чертой ее власть почти не действовала, для войн, паломничества, сельского труда или охоты существовал отдельный костюм, более практичный.



В городских пределах просматривается непосредственная связь между строениями и одеждой, люди буквально носили на себе свои дома. Во времена, когда жилище еще рассматривалось, как индивидуальная крепость, появилась потребность в общественных пространствах. Одним из решений стало появление архитектуры ганзейских городов, ранней кирпичной готики, которой потом вдохновлялся северный модерн. Узкие многоэтажные фасады открывали понизу тяжелые арки складов или лавок, плоскость стены почти нигде не нарушалась. Если сравнить их с тянутыми закрытыми силуэтами нарядов германского Средневековья, где чуть не единственным украшением была отделка подолов или демонстрация края нижнего платья, становится очевидным, что визуальная эстетика у костюма и города общая. Даже заостренные навершия фасадов совпадают по форме с маленькими покрытыми головками нарядов того времени.



Среда и ее правила оказывают самое непосредственное воздействие на вкусы и моды. Автор, например, многие годы использует для прогноза модных тенденций наблюдения за интерьерами и меню популярных ресторанов. Эта связь даже шире, чем интегральный стиль, господствующая эстетика времени. Если ваш образ жизни диктует пребывание дома с редкими выходами в церковь, а город разделен на воюющие кланы, то необходимости в практичных вещах или украшениях жилища нет никакой. Как только улица превращается в театр, появляются украшающие ее своими фасадами палаццо, которые открывают взглядам прохожих часть парадных помещений. Этим изменениям в точности вторит костюм раннего Ренессанса с прорезями и богатым декором. Таковы особенности городского общежития. До середины 19 века, когда урбанизация коснулась четверти населения мира и машины сделали моду доступнее, сельские жители о ней и не задумывались. Их костюм жил совсем другими принципами.



Любопытно, что в мужском гардеробе эта анти-мода со временем стала главным направлением. Английские аристократы 18 века первые поняли, что комфорт является важным показателем успеха в жизни, и буквально переняли одежду у своих конюхов. Французы в неудобных парадных камзолах очень их за это осуждали, для них дисциплина тела была синонимом благородства ума. А император Павел в последние годы 18 века проводил насильственную зачистку улиц Петербурга от английских мод, их революционного духа. Вопреки императорской воле, фрак, жилет, длинные брюки, круглые шляпы, пальто из английского села попали в наши шкафы. Это прообразы большей части нынешнего мужского костюма, а остальная часть обязана происхождением мундиру.



Деревня пришла в город и уходить не собирается. Бульвары, парки, большие площади, спортивные сооружения и другие места гуляний стали непременной частью урбанизма. Когда к 70м города вытеснили из себя все живое и стали фабриками по производству людей, стремление к сельской жизни в массах не исчезло, просто переселилось в пригороды. В пост-индустриальном обществе эта идея по-прежнему определяет нашу активность и манеру одеваться: при наличии средств для выбора образа жизни нам хочется буколического существования, но с городскими удобствами. Идеи Корбюзье о зонировании и поздейшие опыты модернистов сейчас кажутся не удобством, а подобием тюрем. Идеальный мегаполис видится нам набором деревенек, где до работы можно за десять минут добраться на велосипеде через зелень. Тренировочные сменили костюм-тройку в списке самой желанной одежды.



Стремительная популярность идеи о естественном существовании в 18 веке поддерживалось актуальными в тот момент идеями Руссо о возвращении к природной красоте, в ней искали источник гармонии. Чуть не впервые в европейской истории обеспеченные классы поняли, что прогуливаться можно и нужно. В парках имитируют «дикую природу», забыты парики, описания горных массивов более не кажутся пугающими, а наводят на возвышенные мысли, Мария-Антуанетта переселяет свой малый двор на подобие фермы в Малом Трианоне. Женщины начинают кормить грудью. Последнее проявление естественности отчасти стоило бедной королеве головы: утверждается образ «Родины, кормящей матери», именем которой и голосовали за казнь. Интересно посмотреть, как эти настроения отразились на моде, что было аналогом треников в эпоху рококо.



До середины века мода существовала, будто на сцене. Она была способом продемонстрировать окружающим статус, ценились сложные вещи и умение грациозно в них держаться. То же можно сказать об архитектуре. О естественности речь не заходила, а верхом практицизма считалось изобретение нового способа застегивать лиф и панталоны или устраивать каскады. За полвека утвердились приоритеты «естественной красоты», источник которой в архитектуре видели в античных образцах, а в моде – в самых причудливых. Про заимствования у конюших в мужской моде уже упоминалось, но и в женском обиходе появились приемы, подсмотренные у служанок. Одним из самых ярких была манера продергивать концы верхней юбки сквозь прорези карманов ради удобства ходьбы. Да и сами карманы на юбке были в тот момент вполне себе спортивным элементом, потому как раньше доступ к бедрам преграждали каркасы фижм или слои ткани на платьях с отлетными спинками «в духе Ватто».



После Французской революции в античности стали искать не только источник красоты, но и гражданских добродетелей. Мужчины продолжали самым фантастичным образом развивать конскую тему, и вскоре костюм аристократа от слуги отличали только качество ткани и кроя. Такое разделение сохраняется по сию пору. Женщины же начала 19 века как одна нарядами походили на классические колонны, без которых в то время не строили даже сарай для метел. Сложно представить, что через каких-то тридцать лет эта простота сменится в архитектуре на ужасы исторической эклектики и сопутствующие ей в моде гигантские юбки и рукава: набирающая силу буржуазия нуждалась в демонстративности. Прекратить это безумие в моде помогло, опять же, изменение стиля жизни: дамы получили возможность чаще появляться в публичных местах, открылись первые универмаги, и никто уже не мог себе позволить занимать подолом полгектара.



Эти палладианские увлечения до сих пор можно заметить, проезжая по России: каждая третья изба снабжена подобием фронтона с фигурным карнизом, а сельские клубы – портиком. По счастью, селянки со времен крепостных театров никаких хитонов не носят. Изменились приметы среды, теперь доминантой отечественной загородной застройки является забор. Похожим образом изменилась и российская манера одеваться, она также предполагает умозрительный забор. Костюм рассказывает не о владельце или его положении, а о его желаниях: каким бы ему хотелось предстать в глазах окружающих. У самых обеспеченных и продвинутых он вообще не несет никакой информации, защищает от чужого любопытства наподобие паранджи. Иногда, по новой мировой моде, на одежде, как на заборе, появляются всякие надписи и лозунги. Однако в любом случае об открытости речь не идет. Мода по-прежнему обещает нам укрытие и в этом отношении не слишком изменилась со времен первобытных пещер с накидками из шкур.




Recent Posts from This Journal

  • Ангел носит Prada

    Завтра (четверг, 24 мая, с 19.30) у меня премьера лекции. Через день можно будет получить ее видео-версию и смотреть все…

  • 9 забытых революций (+ВИДЕО)

    Впервые завтрашняя лекция будет сопровождаться выпуском ВИДЕО-ВЕРСИИ. Теперь можно посещать живые лекции или приобрести доступ к ним в записи.…

  • Скейт, компьютер, MTV

    Как получилось, что уличная мода стала сильнее кутюра? Как Риане удается одним появлением продавать тысячи вещей? Почему надпись стала важнее…

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
linalinka
Sep. 24th, 2017 11:31 am (UTC)
Как же я люблю вас читать!
abolenkin
Sep. 27th, 2017 04:20 pm (UTC)
А я люблю об этом слушать. Спасибо!
she_do
Oct. 1st, 2017 07:19 am (UTC)
прочитала с интересом. спасибо!
порадовало сравнение надписей на одежде с надписями на заборе. :)
abolenkin
Oct. 1st, 2017 07:45 am (UTC)
И вам спасибо. Сравнение не самое ожидаемое, но в этом случае показалось мне вполне уместным.
(no subject) - cheetahroyal - Oct. 3rd, 2017 01:32 am (UTC) - Expand
degydra
Oct. 1st, 2017 03:18 pm (UTC)
Спасибо за интересное изложение)).
Сравнение с забором и надписями на нём - замечательное, можно сказать в яблочко))).
Читая, возникла мысль: по аналогии с трансформацией мужской одежды, ждём внедрения современной спортивной (и современной хай-тек милитари) одежды/стиля, но из "неспортивных", а "благородных" материалов в повседневную одежду?
Хотя это уже и так происходит?)
abolenkin
Oct. 2nd, 2017 04:31 am (UTC)
Вы совершенно правы, это уже происходит. Больше того, это главное наполнение нынешней моды, кроме этого ничего другого, существенного, особенно и нет.
lisita55
Oct. 2nd, 2017 09:05 am (UTC)
опечатка: стоило бедной королевЕ головы
abolenkin
Oct. 2nd, 2017 09:13 am (UTC)
Спасибо, поправлю.
(no subject) - wendee_fog - Oct. 2nd, 2017 09:35 am (UTC) - Expand
opit_zhizni
Oct. 2nd, 2017 11:07 am (UTC)
Связь моды и архитектуры очевидна. Архитектура так же зависит от моды, как и одежда:)
ge69
Oct. 2nd, 2017 11:40 am (UTC)
Очень интересно. В этом ключе: мода-архитектура, никогда не рассматривала тему моды. Очень любопытно. Треники-как тяга к простоте деревенской жизни-точно. Ну про надписи на одежде и сравнение с надписями на заборе, тут уже отметили. Присоединяюсь. согласна с тем, что моду придумали горожане. В деревне-не до того. Праздничный народный костюм-это традиция, незыблемость. Ну а повседневная одежда-чтоб удобно и не дорого. Это правда.
abolenkin
Oct. 2nd, 2017 05:39 pm (UTC)
Отличное резюме. Спасибо, что читали и не пожалели времени о впечатлениях написать.
livejournal
Oct. 2nd, 2017 05:42 pm (UTC)
https://abolenkin.livejournal.com/108002.html
Пользователь ignorantis сослался на вашу запись в своей записи «https://abolenkin.livejournal.com/108002.html» в контексте: [...] https://abolenkin.livejournal.com/108002.html [...]
3d_shka
Oct. 2nd, 2017 09:57 pm (UTC)
какой интересный пост.. добавлю себе вас в ленту
seide1
Oct. 3rd, 2017 02:43 pm (UTC)
ээээ.... извините, но на фото "готических северо-немецких фасадов" - фасады времён барокко
( 17 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars