?

Log in

Previous Entry | Next Entry

nazi

Еще одно летнее интервью, которое я не публиковал тут ранее. Оно посвящено актуальному обсуждению темы фашизма, которая в последний год часто возникало в обществе. Проблеме "мода во времена фашизма" посвящено несколько интересных исследований, хотя вопрос этот для биографов многих известных дизайнеров неудобный. Меня же интересовал другой аспект. Мне мода представляется антиподом тоталитарного сознания, особенно с того момента, когда исчезли глобальные тренды. Постоянное стремление к проявлению индивидуальности, обновление и обмен идеями, пересмотр традиции, тонкий баланс между желанием потребителей и художественным направлением Домов - все это превращает индустрию в своеобразный антипод идей фашизма.

Мода может казаться несерьезной, но это универсальный язык, который дает шанс хотя бы на какое-то самопроявление в ситуации, когда люди все больше зависят от чужих мнений и готовы без раздумий принимать навязанные концепции. Тут любое самостоятельное решение оказывается важным.

Для начала мы поговорили о зарождении системы брендов, а потом перешли к обсуждению национальных особенностей. Довольно быстро речь зашла о сравнении потребительских моделей россиян и итальянцев. Начну сразу с этого момента. Хочу предупредить, что это один из немногих случаев в моей жизни, когда текст интервью опубликован без моей редактуры. Поэтому прошу воспринимать его только как черновик и не ссылаюсь на журнал.


nazi4
...
В. Есть нации падкие на бренды, а есть не очень. Итальянцы и русские в этом смысле всех опережают. Но ведь по разным причинам? У нас брендомания связана с утратой. Потеряли страну, идею, стиль — ау, помогите найти себя. Не так?

Вы правы. Это два совершенно разных рынка. Итальянский — зрелый, сформировавшийся, и понятно, как там ведут себя потребители. Российский не достиг поры зрелости, такому роду рынка важна ссылка на внешние авторитеты — на демонстративность, узнаваемость, имя, место продаж, всё это помогает новичкам. Но есть и общие черты. Например, устойчивость привычек. Лояльность в Италии и России сложно приобретается, сложно и уходит. Люди привыкают к своим привычкам. Есть и в манере подачи нечто общее. Многие итальянцы, как и многие русские, одеваются не для того, чтобы рассказать, кем они являются, а чтобы рассказать, как бы им хотелось, чтобы их воспринимали. Это подача, полностью зависимая от внешней оценки.

Из итальянского дизайнера легко делать узнаваемый бренд – их дизайн основан на выпуклых приёмах. Очень выпуклых. Каждое дизайнерское решение вы видите мгновенно, и его от вещи не оторвать, как ручку от ночного горшка, без которой он и не горшок вовсе. Для российских дизайнеров это пока сложно. Нет манеры, нет органики, нет узнаваемости, формы. Мы скорее с содержанием поработаем, чем с формой, и формальные поиски не самая сильная наша сторона. Форме в России чаще поклоняются, ее неизменность призвана удерживать жизнь в привычных рамках, и этот сознательный отказ от выбора и улучшений - свойство тоталитарного сознания.

nazi6

Плюс к тому, были конкретные исторические предпосылки, чтобы у итальянцев закрепилась не просто любовь к брендам, а любовь к собственным брендам. Родным. Ведь Италия – родина моды, которая возникла в конце XIV века именно в том виде, в котором мы ее знали до недавнего времени - неспровоцированная смена фасонов. Поэтому у итальянцев есть ощущение, что их вещи для моды самые аутентичные, и фасонам они очень привержены. С конца XVIII и до сер. 20 века это первенство слабо было поддержано доказательствами, но чувство осталось. Во времена Муссолини итальянский рынок искусственно ограждали от любых влияний извне. Изгоняли не только французскую одежду, даже словарь моды пересматривали, избавляясь от французских терминов. Причём речь шла не о брендах, а скорей о национальной идее. Людям сообщили — раз уж вам повезло родиться в стране с уникальной исторической традицией, можете любую Эфиопию или Сомали, коль они вам по душе, подарить себе в качестве дачи…

nazi8

Последовавшие после аннексии санкции Лиги Наций, собственно, и были одним из поводов к ограничению рынка и компании за обеспечение продуктовой независимости. В глазах итальянцев стран перестала ассоциироваться с замшелыми куполами и ненужной старой культурой, а получила связь с прогрессом и завоеваниями (от победы в футбольном чемпионате мира до территориальных приобретений). Муссолини был в глазах населения полубогом. Это лишь некоторые из многих параллелей, которые немедленно приходят на ум. Возможно, что придется вспомнить еще один итальянский плакат тех времен, пусть и по другому поводу: "Когда ты слишком много ешь, ты обкрадываешь свою страну",

Изначально национальная мода получала фашистских властей поддержку и на уровне авторского дизайна. Проводились официальные Недели моды, в Турине открылась постоянная выставка итальянской моды. Однако мысли о "правильности" тех или иных образов существовали всегда и потом такие соображения возобладали. В середины 30х авторская мода в Италии отнюдь не поощрялась, а поощрялись здоровый крестьянский вид, униформенность и аккуратность. Ну и, естественно, производство всего перечисленного отечественными предприятиями. Именно это и составило на тот момент национальную идею моды - идеальная женщина идеальной страны, без ненавистного иностранного декадентства и влияний. Все - в лучших в мире итальянских шалях.

nazi7

В. Выходит, итальянцы носятся со своими брендами по причине большой национальной гордости?

Они так воспитаны: привыкли гордиться собой. Они решили, что раз уж имели счастье родиться в уникальной стране, то могут смело пойти против очевидности, даже экономической. Впрочем, вряд ли можно назвать хоть одну нацию, которая не уверена в своей уникальности. Фашизм, помимо всего прочего, ещё отличает опора на традиции (и только на традиции) и отрицание нового. Манера застагнировать ситуацию и сказать, что вот так от дедов повелось, и это прекрасно. Не нужно думать и стремиться к лучшему, это право не думать вам обеспечат те, кто поумнее. Для нынешних времен это просто нелепость.

3887828746_6ef49f4d11

Представьте себе моду, которая выключена из глобального обмена идеями, услугами и товарами… У нас сейчас приняли решение затруднить ввоз иностранных товаров на российский рынок, создав привилегии своим. Многим, почему-то, кажется, что патриотизм состоит в потреблении отечественного, а не в поддержании достойного уровня жизни (а сейчас альтернатива пока выглядит так). Если будет реализована эта программа, мы окажемся на самообеспечении. Чтобы если вдруг война, мы произвели достаточно портянок и штанов генеральских из габардина, с лампасами… Если мы работаем против очевидности, которая состоит в том, что практически любую вещь удобней произвести не в России, то очевидность всё равно вылезет наружу, и в итоге мы приедем в условное Иваново, и там нам с гордостью покажут, что они сделали на местном оборудовании, в которое инвестированы деньги. Но если у вас есть глаз и знание технологий, вы поймёте, что ничего подобного на нём не произвести. Что всё куплено в Турции и Корее и выдано за отечественное просто потому, что это экономически целесообразно.

Для меня мода является своеобразным антифашистским манифестом, потому что она как идея построена на обновлении старого, открытости, на ротации. На том, что нельзя сесть на традицию и вечно на ней ехать, а несогласных поместить в специальные оздоровительные лагеря, а потом делать из них удобрения или собачьи консервы. Нет. Тогда просто встанет вся индустрия моды, потому что она заранее рассчитана на открытость и обновление. Мы говорим про две попытки – итальянскую, времен Муссолини, и нынешнюю, российскую построить эту индустрию по-другому. В России единственное, что вынесла пресса из заседания солидного профильного министерства — что кружевные трусы запретили. Это, поверьте мне, реальное следствие потуги запретить глобальную моду. Мода — это бизнес, который сам себя распределяет и регулирует. Особенно сейчас, когда главный элемент цепочки — потребитель.

nazi5

А что касается муссолиниевских времен, то можно, конечно, сколько угодно переводить термины с французского на итальянский, но итальянская мода получила развитие только когда закончилась война и начались флорентийские показы, а это случилось в 1951 году. Тогда начали ездить американские байеры (на тот момент это был, фактически, синоним мирового рынка) и итальянская мода стала развиваться не как отдельные ателье или мастерские, а как бизнес. Она получила признание, подпитку свежей крови, свежих денег, идей, раскрылись форточки.

При этом на внутреннем рынке соперников не было, да еще и работал специальный Комитет за правильную моду, как-то так он назывался. За заботу всегда приходится расплачиваться идеологическими реверансами как минимум. Впрочем, изоляция рынка и ограничение конкуренции не дали внутренним производителям больших преимуществ - из тех времен можно вспомнить несколько интересных дизайнерских имен и примерно столько же компаний, но о массовом расцвете моды и индустрии речь не идет… Мода хоть и пыталась раньше диктовать, но как индустрия она исключает тоталитарные модели, это во многом антифашистское явление, поэтому можно простить ей и некоторые антисемитские заявления

В. А итальянцы сейчас конкурируют с французами? Задирают?

Конечно. Но больше французы их. Во-первых, немалое количество старых итальянских Домов принадлежат сейчас французским холдингам. Во-вторых, итальянцев постоянно ужимают по графику, по Миланской неделе. С одной стороны ей предшествует Лондон, с другой теснит Париж. Пытаются откусывать. Пока в итальянской индустрии не было притока свежей крови, я прямо чувствовал её близкий конец. Знаете, как в театре Вахтангова: «Вам пятьдесят пять? И вы на сцену? Дождитесь шестидесяти хотя бы, мальчишка!» Новых дизайнеров не было и не было программ, которые бы их вводили в моду - произошел полный застой и закрытость, традиция и величие буквально удушали.

nazi1

Год назад тамошняя индустрия производила впечатление гербария, в нём какие-то фиалочки хранились. Маргариточки. Но последние два сезона были очень хороши. Армани каждый сезон свою площадку после показов отдаёт кому-нибудь из молодых дизайнеров. Обновился полный состав управления Camera de la Moda — национальной палаты, и они сейчас проводят обновление. Раньше даже официальные сайты не меняли года по три. Это к нашему разговору о том, как важно в моде обновление и обмен новыми идеями.

Дальше мы говорили о Неделях моды и способах представления коллекций, о новых способах подачи и взаимоотношения с потребителями. Все это выпускаю, как не имеющее отношение к теме. Сразу к выводу:

Сейчас очень разделяется процесс оформления индивидуальных или эмоциональных связей и процесс, для которого они работают ступенями. Отдельные личности на том конце цепочки продаж важны, как никогда. Другое дело, что немногие из этих личностей заинтересованы в ярком проявлении индивидуальности. Однако мода все еще имеет возможность работать "против массы", создавать выделяющие приемы. Независимость мышления - одна из немногих вещей, за которые действительно стоит бороться, нельзя отказываться от ее проявлений ради удобства.

Поэтому шоу всё равно остаётся значимым, ибо сейчас всё в руках потребителя, и с ним все носятся, как дурак с соплёй. Важно угодить. Для тех, кому есть чем угодить, Неделя моды — это не слишком большие затраты, а те, кому угодить нечем и у них нет прочного базиса, кто не успел исторически закрепить за собой большое количество узнаваемых слов и художественных приёмов, то есть люди без бренда, вот им приходится нелегко. Они скатываются в полную анонимность или полный популизм.

Я очень надеюсь, что мода не станет просто производством одежды. Для такого сейчас есть все предпосылки - индустрия сейчас перестала полностью зависеть от понятия "новизна", которое раньше было главным. Когда есть эталоны, есть стандарты, удаётся удерживать индустрию на определённом уровне. Однако они нужны только для того, чтобы иметь возможность опираться на ранее совершенные открытия - в моде, как в любой прикладной отрасли, есть объективные законы. Нельзя полностью опираться на мнение потребителей, "высшую целесообразность" или на "волю большинства". Невозможно забыть, как эффективно использовались эти понятия в фашистской риторике. В "антифашисткой", как мы ее определили, индустрии это тоже не работает. Как только мы идём по пути популизма, когда одни люди обеспечивают себе продажи, а другие — спокойную жизнь, это неважно о чём мы говорим, о моде или об общественном устройстве, все разваливается. Переходит из экономической сферы в этическую, а это сфера произвола.

nazi2

В. В моде, мне кажется, много правил. Это для вас она — явление открытое, изменчивое и антипод фашизма, а ведь многие люди обращаются к ней, чтобы правильно построиться в шеренгу. За ответом на вопрос «скажите, как правильно».

Но мы же говорим о моде как индустрии, а не как о формировании частного гардероба. Конечно, всегда есть люди, которые в подвижной системе видят неподвижную. Взять и реку перекрыть, чтобы поймать свою рыбку. Но это не характеристика моды, а характеристика потребителя. Я уже говорил, что мода основана на переменчивости, а правила нужны исключительно для того, чтобы не начинать с повторения уже пройденного предыдущими поколениями, избегать типичных ошибок, которые никогда не превратятся в норму. Их нужно знать, чтобы умело нарушать.

Во всем остальном мода предлагает почти уникальный для современного человека шанс принимать самостоятельные решения, проявлять индивидуальность. Причем на универсальном языке, большинство "слов" которого одинаково прочитывается в любом углу мира. Глупо отказываться от таких возможностей и вставать в очередной строй. Их и так стало многовато в жизни, возможностей для свободного проявления - от бизнеса и карьеры до общественной жизни все меньше.

Сейчас мода проживает не лучший период. Довольно слабый, я бы сказал, незапоминающийся. Именно поэтому многие проявляют себя не через моду, а через потребление вообще. Снова, как уже случалось в разные неустойчивые периоды истории от Людовика XIV до теракта 11 сентября, стал актуальным вопрос о потребителе-гражданине, особенно в России, и мода на такое движение быстро отреагировала. Сейчас это в первую очередь - индустрия продаж, в которой странно искать гражданские добродетели и ответы на вечные вопросы.

В. То есть, за советом « как мне лучше выглядеть» к моде обращаться не стоит. Она не для этого.

Вопрос о красоте относится к индивидуальному стилю. Мода не призвана сделать конкретно вас красивой. Это такая система, которая была основана как система художественного самовыражения, а потом стала системой продаж. Неважно, как вы выглядите, важно, что вы это купили. А если при этом вы хорошо выглядите — это бонус.

nazi3




ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБСУЖДЕНИЯ ЭТОЙ ТЕМЫ СО ССЫЛКАМИ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
muzima
Dec. 29th, 2014 07:30 am (UTC)
большое спасибо! я обожаю Вас читать! средний читатель жж, все равно не поймет отредактирована запись тут или нет. очень информативно и интересно! такой глубокий тезис - мода как антифашистский манифест, мне очень импонирует. Дальше мы говорили о Неделях моды и способах представления коллекций, о новых способах подачи и взаимоотношения с потребителями. - это то, что вы писали в посте "что нужно знать о неделях моды"? если нет, то пожалуйста, поделитесь и этим?
abolenkin
Dec. 29th, 2014 10:00 am (UTC)
Благодарю на добром слове. Что касается пропущенных частей, то я, кажется, грохнул эту часть черновика за ненадобностью. Впрочем, поверьте, что никогда не стал бы этого делать, если бы там было что-то существенное или новаторское.
muzima
Dec. 29th, 2014 12:22 pm (UTC)
А вы могли бы написать, пожалуйста, что-то по теме взаимосвязи элементов одежды и причесок с макияжем? Когда вы говорите, о моде, речь идет как правило, об одежде. Но ведь в каждую эпоху были разные прически и макияжи? Или они не относятся к моде? А служат только дополнением к образу? Может быть одно рождается из другого? Мне это так интересно, вдруг вы и на эту тематику что-то писали? :)
abolenkin
Dec. 29th, 2014 09:22 pm (UTC)
Образ - не вполне моя тема, поэтому почти ничего о нем и не пишу. Есть много людей, которые разбираются в этом профессионально и действительно этими вопросами увлечены. Но не я. Боюсь, что не могу предложить тут ничего интересного.
Tanya Popova
Dec. 29th, 2014 08:54 am (UTC)
Фашизм и мода
С фашизмом все методы хороши И мода.кажущаяся-такой ветряной и улыбчивой играет несомненно важную роль.особенно это касается детского мышления. Благодарю за статью
abolenkin
Dec. 29th, 2014 10:00 am (UTC)
Re: Фашизм и мода
Спасибо, что читали и нашли время написать.
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars